1 октября 2010 г.

ОЗОНовая дыра


Это часто случается в любом российском бизнесе, замахнувшемся на западную бизнес-модель. Некогда ориентированная на homo literaturus концепция интернет-магазина Озон эррозировалась жадностью и маржинальной недостаточностью. Хотя может быть виной тому нехватка вменяемых маркетологов и переизбыток экономистов. Не знаю.


Компания готова снимать пенки с экскрементов, лишь бы сэкономить на клиенте.
Если до недавнего времени были логичные и доступные для понимания условия доставки, скидки и бонусы, то на сегодняшний момент разобраться в этом сможет только налоговая инспекция.
Если вы решили доставить заказ на дом курьером, то помимо необходимой минимальной суммы заказа вы будете обязаны соблюсти и минимальный вес этого же заказа.
Точнее, если ваш заказ свыше 2-х килограммов, то вам придется доплачивать за каждый килограмм дополнительно. Это не все. Для бесплатной доставки сумма заказанных предметов должна превышать 10 000 рублей. Кстати, ничего, кроме книг, вы в этот заказ положить не сможете. Все остальное отдельно и лично в руки в пунктах выдачи Озон. В Москве их 3.
Исходя из условий доставки курьерской службой становится понятным, что компания старается всеми силами не допустить ни в коем случае бесплатных условий получения товара с доставкой на дом. Хотите все же чтобы привезли? Без проблем! 200 рублей за доставку до 5 позиций товара в заказе. Но до 2-х килограмм. Все остальное с доплатой.
Замечу, что только электронные книги имеют нулевой вес физически и обладают им в цифровом формате. Бумажные же издания несколько тяжелее будут. 
Впрочем правильно. Все в дом, точнее в компанию.
Заказ же в точки доставки, коих весьма немало по России, в том числе и по Москве, тоже имеет ряд нововведенных ограничений.
Так например бесплатно вы сможете получить свой заказ, приехав за ним самостоятельно, но только при условии, что в заказе свыше 5 позиций. Все что меньше - за дополнительную плату. До первого октября 2010 года были еще и весовые ограничения. Цена доставки и количество предметов в заказе отличны, в зависимости от выбранной точки доставки товара. Это вы все должны помнить и держать в виду, когда заказываете в Озоне товар.
Вас конечно уведомят по электроной почте или смс о доставке и времени когда вы сможете получить заказанное. Однако на практике это ничего не значит.
Ну уведомили, ну и что? Ну не привезли и неизвестно когда привезут. Ну и что?
Это же вы тратите свое время на поездку за заказом. Это же ваши убытки. Компании Озон интересно только то, что касается непосредственно их финансов. Её также не интересует состояние вашего заказа - его приходится теперь перепроверять каждый раз, так как недовложения, изгаженые обложки дорогостоящих книг, нетоварный вид и многие другие дефекты стали привычной реальностью, отличающую заказ из Озона от других продавцов.
Кстати, об изменениях условий, тарифов и прочих новостей вы узнаете совершенно случайно. При очередном заказе. Ведь это ваша задача заниматься мониторингом столь важных изменений на сайте поставщика ваших заказов. А компании это совершенно не касается.
Да, если вы думаете, что при посещении сайте Озон вы увидите все новости или хотя бы сообразите как до них добраться, не говоря о том, чтобы найти нужную вам информацию, то можете не перенапрягаться. Не найдете. Сначала научитесь обращаться с их сайтом.
Ваше время ничего не стоит, а поэтому совершенно все-равно, сколько вы его потратите на выяснение своих вопросов. У компании слишком много клиентов и вы ей неинтересны. Более того, вы ей досаждаете своим недовольством и отвлекаете от важных корпоративных клиентов. Если же вы достучитесь до клиентской службы, то скорее всего вам дадут дежурные извинительные пять процентов дополнительной скидки на следующий заказ. Не стоит ожидать быстрой реакции на ваше обращение. Как было выше сказано - не отвлекайте от более важных занятий.
Когда-то, во времена зачатия российской интернет-торговли, магазин Озон очень дорожил каждым покупателем. Сайт был проще, информация доступнее, цены лучшими, условия прозрачнее и понятнее. Однако время не стоит на месте. Торговля в интернете приобрела невиданный размах, появились новые компании, предоставляющие услуги, аналогичные  Озону. И поскольку конкуренты у Озона молодые и тоже желают завоевать свое место под солнцем, отщипывая потихоньку у жирного собрата клиентов, то стараются предлагать более удобные и гибкие условия продаж и доставки.
В результате на сегодняшний день Озон является одним из самых дорогих интернет-магазинов в сети. Самые неконкурентные цены. Самые извращенные условия работы с клиентами. Самое большое неуважение к покупателю.
Все больше и больше клиентов Озона становятся их бывшими клиентами.
Озон остается только на случай, если у них осталось то, чего уже нигде нет, но вам это очень нужно. Эдакий псевдо-сток.
Такие компании необходимо бойкотировать. Чем быстрее будут разоряться и рушиться подобные организации, тем больше простора и возможностей предоставится тем, кто действительно стремиться к клиенту и его удовлетворению.