В рамках Года России-Франции, сегодня в концертном зале им. Чайковского выступал симфонический оркестр парижской консерватории. Голосили солисты центра оперного пения Галины Вишневской.
Конечно, если бы не оркестр, то вряд ли я преднамерился навестить столь нелюбимый мной концертный зал. Однако любопытство перевесило и мы отправились на оперу «Игроки» по пьесе Гоголя, на музыку Дмитрия Шостаковича, Концерт №1 для фортепьяно с оркестром соль мажор Равеля и почти оперу «Большая молния» по либретто Асеева, на музыку Шостаковича.
В связи со столь специфичными постановками мое впечатление от посещения совершенно неоднозначное.
Оркестр просто отличный! Энергетика на высоте, одна молодежь, живые, веселые, красивые, жизнерадостные, сплоченные, открытые, горящими глазами и слаженной игрой. И со своими традициями, в том числе благодарственными, приветственными и т.д. Ооочень выделяются на фоне привычных нашему глазу российских оркестров. Наверное потому что они играют и все в этом, а не выпячивают результаты подковерных игр внутри коллектива и кислых усталых мин профессиональных автоматических исполнителей. В общем порадовали и здорово подняли настроение.
Но все хорошо не бывает и я скажу несколько слов о постановке и певцах.
Во первых у нас стратегически неверно была занята диспозиция, а именно партер второй ряд.
Почему неверно? Да потому что и голоса и струнные и духовые все превращается в какофонию, несущуюся вам в уши. Сия мешанина вошла в резонанс со мной и вызвала моментально пряма-таки мигренозную головную боль.
Такие вещи надо оценивать из амфитеатра по центру, не ближе. Сама игра, мимика - хорошо.
Голоса.. Я ожидал большего. Возможно профессионалы-эксперты дадут иную оценку. На мой же взгляд - чистенько, но бедненько. Без запаса и глубины.
Вторая часть началась с Равеля. Солировала пианистка из Франции Йедам Ким, дирижировал Александр Блок, тоже из Франции. Нет, не тот самый ☺)
Она просто чудо! Просто погружается в музыкальный транс и становится одним целым с извлекаемой ей из инструмента музыкой. Просто супер!
Ее пальчики порхают над клавишами со скоростью крыльев стрекозы! Невероятно, но это было в реальности.
Вспомнилось, как советские педагоги оценивали, что если пальчики не длинные, то бишь музыкальные, то и играть стало быть никак не получится.
Так вот. У Йедам нет никаких красивых рук, длинных тонких пальчиков и прочих «шашечек». Она просто очень любит музыку, очень любит фортепьяно и играет душой, а не специально предназначенными для этого предметами. Просто для виртуозного владения инструментом надо его чувствовать, сжиться с ним, чтобы он был твоим органичным продолжением. Все описанное для нее естественно и своей игрой она это продемонстрировала. Показалось даже, что она не ожидала ТАКИХ аплодисментов.
Концовку второй части режиссер скрасил неожиданной движухой, несвойственной для выступавших. Даже хор задействовал для массовости, чем тоже удивил и насмешил.
Но все же замечу, что современная русскоязычная опера совершенно в диссонансе со мной.
И вряли я наведуюсь на подобные постановки в будущем. Все ж итальяно- или франкоязычная опера мне ближе.