19 октября 2010 г.

Не руби под собой сук


Когда-то, во времена непомерно дорогих единственных домашних компьютеров, супермедленного модемного московского интернета и операционной системы Виндовс я пользовался, как и все вокруг, нелицензионным программным обеспечением.

Да и как иначе? Культуры использования пластиковых карт тогда не было и впомине, как собственно и самих карт. Для покупки понравившейся программы необходимо было сделать не один акробатический трюк с платежом, чтобы он дошел до разработчика. Проще было купить диск на вечном Савеловском или Митинском рынке, как собственно и поступали. Если конечно не удавалось найти совсем бесплатно в том же интернете, что было нонсенсом.
Прошло время, сменилось не одно поколение компьютеров. Наконец у меня появился Мак. С него-то и началось приобщение к белому ПО и культуре оплаты за пользование чужой интеллектуальной собственностью.

Никогда ранее я не горел желание приобщиться к макинтошу. Более того, я находил его неудобным и не функциональным для меня. Но потом вышла в свет оболочка Леопард, точнее Mac OSX 10.5, появилась совместимость необходимых офисных форматов документов, русский интерфейс и наконец у меня появился айфон 1,0, который сподвиг меня на замену предыдущей вин-машины.

К Маку я привык быстро и он меня устраивает больше, чем любая из бывших вин-машин у меня ранее. К тому же встроенное ПО вполне удовлетворяло большинству потребностей. Iphone же обладал возможностью покупок через интерфейс встроенного в iTunes магазина  AppStore. И что удивительно, после разовой привязки банковской карты в любой момент, хоть с компьютера, хоть с телефона, буквально в любой момент я мог буквально в пару кликов купить лицензионное ПО либо получить бесплатное. Никаких заморочек с платежами. Никаких поисков сайта производителя, путей оплаты и прочих бедствий.
Таким образом Apple научила меня покупать программы, а не искать пиратские копии. И чувствовать себя белым человеком, имеющим право на тех. поддержку разработчика и обновления.

Со временем возросли потребности в дополнительном профессиональном программном обеспечении, которое разумеется весьма платное. К этому времени я уже привык оплачивать использование программ и получать своевременную квалифицированную помощь от разработчиков. Более того, они всегда идут мне навстречу, если я не могу позволить себе покупку из-за дороговизны продукта для меня и дают дисконт по запросу. Они получают деньги, которые не получили бы в случае отказа в дисконте. Я либо отказался бы от покупки, либо нашел бы пиратскую альтернативу. Я же, в свою очередь, получаю полифункциональное приложение, со всеми апгрейдами и поддержкой за приемлемую для меня плату. Хорошо обеим сторонам. К тому же мы оба - и я и производитель - делаем общее полезное дело - поддерживаем белое ПО. Препятствуем использованию пиратских версий программ.

Но нечестными бывают не только пользователи, но и сами производители приложений. Иногда из-за своих амбиций они теряют не только лояльность покупателей к продуктам, но и деньги. Причем лояльность, как и нервы, не восстанавливается. А если и восстанавливается, то с великими затратами.
Вот например возьмем почтового клиента. Встроенный, он достаточно прост и не расширяем более-менее серьезно. Я нашел альтернативу - PostBox компании Postbox-inc.com. В принципе для его разработки исходники взяты от свободнораспространяемого ПО и облагорожены до коммерческой версии программы. Хотя есть и бесплатный вариант, с ограниченными возможностями.

Я попробовал этот клиент. Не сказать что он меня сильно устроил, даже скорее нет, но все же больше чем какой-либо другой сторонний клиент и я решился на покупку. К тому же разработчик говорил о скором выходе следующей версии программы, которую предлагалось потестировать для обнаружения ошибок и их отладки.

Через 2 месяца после покупки действительно вышла версия 2.0. Правда обновиться до нее предлагалось платно и предыдущая лицензия на нее уже не действовала.
Я написал в службу поддержки за разъяснением, на что они мило ответили, что ну и что.
Версии  Adobe тоже платные при переходе. Сравнили, как в русской поговорке.
На вопрос о том, что покупка была менее двух месяцев назад и обновление могло бы быть и бесплатным в таком случае, они ответили, что ничто не мешает мне пользоваться той старой версией, на которую у меня имеется лицензия. То есть та, которую без грядущего апдейта я бы не купил никогда. При том поимев еще как бесплатного ПО-тестера. Браво!

Я хочу обратиться к разработчикам ПО с призывом. Уважайте своих покупателей. Берегите их нервы и их деньги. Это не промышленные корпорации и средства на расходы у них весьма ограничены. Да, вы тоже страдаете от пиратского использования ваших разработок и теряете доходы. Но когда вы сами вот такими примерами отбиваете руки от использования лицензионного софта, отказа от покупок намеченных программ, заставляете переходить на другие продукты более дружелюбных производителей, то вы сами толкаете развитие пиратского рынка ПО вперед.  Надо быть мудрее. Помните, довольный покупатель расскажет об этом двоим-троим, а недовольный десятку и больше. Ни кто кроме Apple не становится Apple, хоть все и видят себя на их месте с их возможностями. А Apple как никто другой умеет расположить к себе покупателей и предложить непревзойденный сервис. Потому что во главу угла они поставили ПОТРЕБИТЕЛЯ и ЕГО интересы.

В качестве примера идеального выстраивания отношений с покупателем и отличной технической поддержки я могу привести компании Agilewebsolutions.com с программами 1password, Knox, allbookmarks, компанию Macpaw.com с программами CleanMyMac и MacHider, Drinkbrainjuice.com с блого-программой Blogo, The-soulmen.com с их замечательным детищем Ulysses, Redlers.com с программой Mellel и многих других. 
Они действительно ценят своих покупателей. И на них мне денег не жалко - и люди достойные и программы у них великолепные.
Но никогда больше я не потрачу ни копейки на разработки Postbox-inc.com. Надо бить рублем такие замашки. Пусть убогие пользуются сами своими разработками. И дело тут не в цене покупки.